Ответственность за безопасность движения транспорта на пешеходных переходах во многом лежит на водителях. Однако, довольно часто, пешеходы провоцируют возникновение аварийных ситуаций на дороге.
В последнее время наиболее распространённой причиной ДТП становится отсутствие внимания со стороны пешеходов во время перехода дороги, если, например, он занят разговором по мобильному телефону.
Депутаты Калининградского Законодательного собрания предлагают внести поправки в административный кодекс РФ, регулирующие поведение пешеходов во время движения по пешеходному переходу. В законопроекте сумма штрафа за пешехода, как за новый вид правонарушения, составляет от 500 до 800 рублей.
Народные избранники обосновывают своё предложение тем, что в момент общения по телефону человек не может с должным вниманием оценивать окружающую обстановку. Кроме того, значительно ухудшается его координация движения.
Что касается водителей, то для них предлагается ужесточить наказание за аналогичное правонарушение применением штрафа до 5000 рублей или изъятием водительских прав на период до 6 месяцев. В законопроекте о безопасности движения транспорта уточняется, что за использование пешеходом мобильного телефона, оборудованного специальной гарнитурой, исключающей переговоры с использованием рук, штраф не применяется.
В отношении пешехода уже предусмотрен ряд статей КоАП. Штрафом до 500 рублей карается переход автодороги в запрещённом месте. Движение пешехода по оживлённой дороге при наличии тротуара или пешеходной дорожки штрафуется на сумму до 1000 рублей.
Таким образом, являясь самыми незащищёнными участниками дорожного движения, пешеходы становятся едва ли не самыми безалаберными и безответственными людьми, провоцирующими ДТП, в результате которого водителю крайне сложно доказать свою непричастность к случившемуся и он вынужден платить штраф за пешехода.
Законопроект вызвал споры. Его противники доказывают, что большинство ДТП, возникающих в зоне пешеходного перехода происходит всё-таки по вине водителя, который не успевает снизить скорость и пропустить пешехода. Не все успевают перейти дорогу за время включения разрешающего сигнала светофора. Чтобы вынести окончательное решение, необходимо провести детальный анализ, как часто разговоры по мобильным средствам связи становятся причиной возникновения аварийных случаев.