Оформить пропуск на морских пунктах гораздо сложнее, чем на любых других. В морском порту нет единой базы, которая обладала бы всей информацией о грузе и судне. Сведения получают частями от морского суда, от получателя товара, от грузоотправителя.
Поэтому и приходится судовому агенту собирать множество документов, бегать с бумагами по различным конторам. Получается, что на оформления документов морских грузов тратиться уйму времени.
Создание нового портала «Морской порт» решает вопрос о сложном процессе оформления документов всем участникам морских грузоперевозок. Портал объединяет сведения от Федеральной таможенной службы, Роспотребнадзора, Россельхознадзора, Пограничной службы ФСБ России, импортеров товаров, судовых агентов, администрацию морских портов.
Все стороны взаимодействуют с помощью электронных документов, которые подписаны электронной подписью. Применение новых технологий касается всех морских судов, кроме кораблей рыбопромыслового флота. Они работают только на экономической зоне и на континентальном шельфе РФ.
Импортер должен загрузить сведения о товаре: таможенный код, объем, вес и прикрепить необходимые электронные документы, такие как медицинская декларация и ветеринарный сертификат. Судовой агент заполняет следующую информацию о судне: судовая роль, грузовые документы, список медицинских препаратов, в которых входят наркотики, и прочие необходимые документы. Согласно КоАП, ответственность за предоставление неверной информации полностью лежит на перевозчике.
Вот и получается, когда судно заходит в порт, надзорные органы уже могут определиться какую именно форму контроля можно определить. Операторы же морских терминалов могут спланировать, какие именно товары убрать в штабель, а какие подлежат проверке. Все это дает возможность сокращению времени обработки морских грузов при убытии и прибытии морских судов. Гарантия качества надзорных мероприятий остается без ущерба.
Эксплуатация портала «Морского порт» началась в ноябре в Калининградской и Ленинградской областях. Портал будет действовать на восьми российских таможенных постах для всех участников морских грузоперевозок. В дальнейшем планируется расширить список таможенных постов.
Заинтересовались работой порта многие организации. Если при ручном оформлении прибывшего суда при выгрузке 100 контейнеров процедура длится около пяти часов, то при использовании системы работы «Морской порт» оформление удалось сократить в среднем до одного часа.
С помощью прототипа портала таможенные инспекторы могут общаться со всеми государственными органами, которые причастны к оформлению морских грузов и обмениваться информацией в режиме онлайн.