В транспортной отрасли все больше приходят к выводу, что эффективность использования дорожно-транспортных средств можно повысить, объединив усилия.
Интегрированные транспортные системы России дают большую пропускную способность, чем обособленные системы транспорта.
Сегодня для комфортного передвижения пассажиров и груза нужно объединять в единое целое различные транспортные инфраструктуры – автомагистрали России, авиалинии, железные дороги и морские пути. Вопросами соединения этих систем в единое целое должны заниматься все — и бизнес, и власти на федеральном и региональном уровне. Главной повесткой дня стал именно этот вопрос на форуме «Транспортные системы России: инвестиции в мобильность и интеграцию».
Участники ознакомились со статистикой проектов ГЧП в сфере транспорта. В настоящее время в сфере ГЧП реализуется 32 проекта на региональном уровне, а на федеральном – 16. Глава Федерального дорожного агентства Роман Старовойт считает, что сегодня основная задача – повысить эффективность использования дорожно-транспортных средств и совершенствовать использование государственно-частного партнёрства в этой сфере.
Яркий пример консолидации двух видов дорожно-транспортных средств — система аэроэкспрессов до аэропортов. Туда же в обязательном порядке должна входить и гостиница – без этого обслуживание пассажиров будет неполным. Кроме того, аэропорты просто обязаны предоставить гостиницу в случае задержки рейса свыше 6-8 часов и трансфер от аэропорта до места отдыха.
Такой механизм интеграции выгоден инвесторам – в этом случае проекты гораздо быстрее окупаются. Если к аэропорту нельзя подъехать или поездка к нему занимает длительное время, то пассажиропоток уменьшится. Соответственно и грузооборот тоже.
То есть чем раньше будет консолидирована транспортная система России, тем большего эффекта можно достичь за короткий срок. Весьма популярна сегодня и интеграция региональных и федеральных систем. Автомагистрали России предусматривают минимальное количество пересечений. Необходимо, чтобы к ней примыкали рокадные и параллельные дороги, а вдоль магистрали были различные торговые и логистические центры. Но они должны быть не на магистрали, а рядом, и задача регионов – развивать эту сеть рядом с магистралями.
Интегрирование транспортной системы России должно быть и на международном уровне, например, создание единого евразийского транспортного пространства. Казахстан и Китай свои участки дороги проложили, мы же пока отстаем и теряем свои преимущества и большие грузопотоки. Проект на стадии обсуждения, и он, вне всякого сомнения, будет запущен, несмотря на огромные финансовые затраты. Ведь в будущем этот проект принесет бюджету прибыли и окупится.
В настоящее время регионы столкнулись с тем, что в прошлом была централизация транспортных потоков. Наглядный пример – в Подмосковье соседние регионы не имеют прямого транспортного сообщения. Необходимо сделать так, чтобы дороги вели не только в «Рим», но в прилегающие территории.
Руководители регионов должны договариваться между собой и сделать так, чтобы все дороги были взяты на учет. А то часто бывает так, что дорога между двумя районами никем не обслуживается, в результате людям и грузам приходится делать внушительный крюк, чтобы попасть в соседний регион. Так быть не должно.