Западные ворота открыты

Самая западная в России Калининградская магистраль работает в особых условиях анклавного региона. Стратегическим направлением ее деятельности является оптимизация взаимодействия с железными дорогами соседних стран ЕС — Литвы, Польши, Германии.

Кроме того, дорога Янтарного края обеспечивает занятость значительной части местных жителей и рост доходов в бюджет. Начальник Калининградской дороги Виктор БУДОВСКИЙ уверен, что дорога, которая за несколько лет увеличила объем перевозок с 9 до 20 миллионов тонн грузов, будет и дальше "идти в рост".

Благодаря благоприятной тарифной политике государства, предоставлению скидок на транспортные услуги по Калининградской дороге на сумму свыше 2 миллиардов рублей за год в наш регион удалось привлечь дополнительные объемы грузов.

Калининградская дорога имеет льготные тарифы на перевозки большинства видов грузов на расстояние до 400 километров по российской территории. На перевозку стройматериалов из Смоленска и других регионов, например, плата за перевозку будет на 20 процентов ниже, на нефтепродукты, которые составляют в объеме перевозок дороги 70 процентов, — на 10 процентов. На перевозку рыбных консервов и других видов скоропорта еще раньше объявлялось снижение на 15 процентов. Предоставляя такие скидки, Калининградская дорога сохранит свою привлекательность и конкурентоспособность. С грузополучателями проведена большая работа, направленная на расширение баз выгрузки. В результате в Калининградском морском торговом порту расширен контейнерный терминал, в Балтийске увеличены объемы перевалки нефтепродуктов, на берегу морского судоходного канала построены несколько терминалов для перевалки других грузов.

Однако тарифная политика соседних государств, через которые осуществляются перевозки, не столь лояльна?

Да, действительно, ритмичная работа магистрали в значительной мере зависела и будет зависеть от условий транзита по территории Белоруссии и Литвы и тарифной политики, проводимой соседями. В последние два года Литва несколько раз ужесточала режим проезда грузов и пассажиров по своей территории. В частности, был изменен порядок пропуска и ввоза в Литву грузов, подлежащих фитосанитарному и ветеринарному контролю. Введено обязательное страхование грузов и пассажиров в соответствии с европейскими стандартами. Возникают и другие сложности, не лучшим образом влияющие на перевозки. Свежий пример: нас не может не беспокоить недавнее резкое повышение тарифов на перевозку нефтепродуктов в Калининградскую область по Белорусской дороге. На транзит экспорта газового конденсата — на 30 процентов, дистиллята газового — на 27 процентов, бензина и мазута — на 10 процентов, суммарный вес которых в объеме дороги составит свыше 20 процентов. Теперь можно ожидать, что отправители этих грузов постараются переориентировать их с калининградского направления на порты Санкт-Петербурга и Мурманска.

И все же тенденция такова, что, невзирая на сдерживающие факторы, в целом грузопотоки растут. Технически вы к этому готовы?

Мы обеспечили технические возможности, чтобы принять возросший поток грузов. В последние два года за счет реконструкции путевого хозяйства станций, строительства двух мощных развязок на станции Калининград-сортировочный и станции Шиповка, расположенной по дороге на порт Балтийск, удалось более чем в два раза увеличить грузооборот. После полного завершения строительства тональной автоблокировки, которая сейчас идет полным ходом, и возведения пограничной станции Чернышевское с 26 приемо-отправочными путями на стыке с Литвой могу с уверенностью сказать, что по нашей дороге можно будет перевозить до 50 миллионов тонн грузов в год. В нынешнем состоянии обеспечена устойчивая перевозка до 20 миллионов тонн грузов.

Что делается и что планируется сделать в 2012 году для дальнейшего увеличения пропускной способности дороги и привлечения грузов в Янтарный край? 

В последние годы для обеспечения пропуска возросшего грузопотока значительная часть инвестиций — 459 миллионов рублей — была направлена на реконструкцию пограничных сухопутных переходов, подходов к морским портам и удлинение станционных путей. Выполнены большие объемы работ на станциях Шиповка, Балтийск, пограничной станции Чернышевское, расположенной возле города Нестеров. На станции Калининград-сортировочный создан маневровый район "Порт". На реализацию проекта инвестировано 100 миллионов рублей. В 2012 году намечено направить 145 миллионов рублей на продолжение строительства станции Чернышевское с терминалами для таможенного и пограничного досмотра, модернизацию станции Советск и пункта технического обслуживания на станции Калининград-сортировочный. Важную роль в обеспечении перевозки пассажиров через границы по новым правилам и увеличении объемов перевозки грузов сыграло внедрение скоростной волоконно-оптической связи, электрической централизации.

Важным достижением дороги можно считать организацию совместно с Литовской дорогой скоростного контейнерного поезда "Меркурий" по маршруту Калининград — Москва. Он курсирует два раза в неделю и доставляет в столицу по 40 и более сорокафутовых контейнеров всего за двое суток, что в несколько раз быстрее, чем обычным поездом.