С момента образования ОАО «Российские железные дороги» стоит вопрос об адаптации железнодорожных тарифов на прейскуранте железнодорожных грузоперевозок. До 2012 года грузовладелец пользовался специальной тарифной ставкой (спецставка). Она устанавливалась для конкретного маршрута и для груза в виде зафиксированной ставки или понижающего коэффициента к ставкам Прейскуранта N 10-01.
В целях исключения непрозрачности принимаемых решений в отношении одних грузоперевозчиков перед другими был разработан тарифный коридор. Теперь ОАО «РЖД» имело право принимать решение о снижение тарифов до 12,8 процентов или повышать до 13,4 процентов. Что позволяло стимулировать привлечение грузов и создавать индивидуальную тарифную среду, при этом не ухудшать финансовое положение естественной монополии. Но данный механизм удержать в рабочем состоянии так и не удалось.
Сначала ОАО «РЖД» разработала тариф, по которому смогли воспользоваться немногие компании, затем ОАО «РЖД» решила применить максимально повышающий коэффициент на все экспортные перевозки. В итоге тарифный коридор стал абсурдным. На сегодня минимальная граница коридора установлена в 50 процентов, а максимальная на 10 процентов. Теперь такой гибкий тариф регулирования меньше всего напоминает коридор.
Предоставляя максимально возможный тариф в размере 50 процентов для грузов третьего тарифного класса, ставка на перевозку становится на 17% ниже ставки второго класса и на 13% выше ставки первого класса. Такое решение практически отменяет принципы адвалорности (привязки тарифа к стоимости) грузов. Получается, что при таком стимулировании проще перенести груз из одного класса в другой. Также возникает риск к развалу самой тарифной системы как базового понятия. Предложение о корректировке нижних границ и отмене верхних границ разрушают стереотипы не только самой системы, но и принципы гибкого тарифного регулирования и адвалорности.
Правление ОАО «РЖД» в этом году уже семь раз собиралась по поводу условий гибкого тарифного регулирования. Было принято более 45 решений о предоставлении исключительных тарифных решений, из которых 19 решений по перевозкам контейнеров.
Максимальная скидка в 2017 году достигла 50 процентов, минимальная — 5 процентов. Средний уровень скидки составил 22,2 процента. По данным статистики использование максимальной скидки сегодня пользуются активно высокодоходные грузы, при том прирост грузовой базы равен 5 маршрутам в сутки. При обсуждении индексации тарифов на 2017 год ОАО «РЖД» упомянул размер убытков от перевозок угля на экспорт в размере в 115 млрд. руб. На сегодня активно ведется дискуссия о новом прейскуранте. Еще предстоит разработать новую систему гибкого тарифного регулирования, которая будет прозрачна и понятна для всех участников.