Билимбай может войти в программу развития туризма России

Промышленность на Урале постоянно развивается и заводчикам действительно есть чему поучиться у пращуров, особенно если дело касается плана производства, отношения к окружающей среде и социальной ответственности бизнеса.

Даже Билимбай не остался без внимания энтузиастов-краеведов. Он расположен в 60 километрах от Екатеринбурга и его мечтают превратить в культурно-исторический центр.

В ближайшем будущем он может войти в областную и федеральную программу развития туризма. Остается лишь включить поселок Билимбай в программу развития туризма России (в техплатформу «Строительство и архитектура»), которое как раз направлено на малые исторические города с их достопримечательностями.

На горе Теплой расположен горнолыжный комплекс. Если заглянуть в прошлое, то именно это место являлось границей между семейными владениями Демидовых и Строгановых. Иван Грозный отписал купцам Строгановым территорию по рекам Каме и Чусовой еще в 1558 году. Осваивать эти земли начали при Петре I, который издал указ, где говорится о том, что нашедшей железную руду станет владельцем этих земель.

Покорить Урал удалось Демидовым — за 40 лет они основали 45 предприятий. Строгановым приходилось лишь наблюдать, как захватывают их владения. Лишь в Билимбае остановилась экспансия. Для этого графы, занимавшиеся солеварением, построили чугунолитейное производство. Первая продукция создана в 1743 году.

Металлургическая технология, по отзывам Дмитрия Менделеева, была построена компактно и рационально. Подъезд к доменным печам был не наклонным, а горизонтальным, за счет естественного рельефа, тем самым телеги не нужно было толкать вверх, как все привыкли. К тому же чем быстрее закладка, тем ниже себестоимость продукта.

В Билимбае Строгановы построили земскую школу, училище, библиотеку, госпиталь для рабочих. Платили выходные пособия и пенсии еще до отмены крепостного права. Открыли театр на 300 мест, где играли заводские артисты.

На сегодня билимбаевская пристань, от которой по реке Чусовой отправлялись в центральную Россию и Европу барки с чугуном и железом, не сохранилась. А вот завод жив, но требует реконструкции и находится в плачевном состоянии. Он находится в частной собственности и считается памятником федерального значения. Часть его помещения сдаются в аренду, часть разрушена. Зайти на территорию просто так нельзя.

Так же исторической достопримечательностью служит часовня в готическом стиле. Она была построена наверняка для иностранных мастеров завода. За 200 лет на железных скобах нет следа ржавчины. Однако здание находится на частной территории и статус памятника не имеет. Так что есть над чем поработать, чтобы сделать Билимбай культурно-историческим центром.