В настоящее время парламентарии хотят узаконить, действия авиаперевозчиков и права пассажиров в случае задержки рейса. Если рейс задержался на 3 часа, то пассажир будет иметь право вернуть билет на самолет. Такая перспектива в отношении услуг перевозчика не радует, и ищут возможность избежать попадания в список непунктуальных компаний. Уже сегодня первые снегопады заставили пассажиров понервничать. Находясь в самолете, они долго ожидают разрешения на взлет.
У природы нет плохой погоды, но у авиации есть требования к правилам пассажирских перевозок, и авиакомпания должна выполнять все требования при задержке рейса. То есть она должна предоставить пассажиру все необходимое для комфортного ожидания – еду, воду, гостиницу. Поэтому, если все пассажиры на борту, то ничего предоставлять не нужно. В этом случае задержка не в счет, ведь её начинают считать после двух часов задержки на посадку на борт самолета. Да и нормативов, которые бы прописывали максимальное время, когда пассажиры могут находиться на борту в ожидании взлета, нет. Есть только нормативы для пилотов – если рейс дальний, то экипаж обязаны заменить, если у них закончилось рабочее время.
Но есть еще одно но – когда пассажиры поднимаются на борт, начинает работать вспомогательная силовая установка (ВСУ). И её ресурс лимитирован. В итоге получается, что дешевле пассажиров обеспечит в аэропорту едой и питьем.
Но авиакомпании часто прибегают к посадке на борт при задержке, так как формально ожидание взлета на борту не является задержкой рейса. К тому же за три часа бывает трудно определиться с тем, кто же виноват в задержке. Авиакомпания старается сваливать вину за неоказание качественных услуг перевозчика на непогоду, на состояние техники и так далее. Конкретную вину может определить только суд. Но не нужно ставить обеспечение прав пассажира в зависимость от ответа на вопрос, кто же все-таки виноват в задержке рейса.
Но уже сегодня можно определить финансовое состояние авиакомпании – с декабря прошлого года авиакомпания обязана отчитываться раз в квартал о своем финансовом положении. Если авиакомпания задерживает регулярно рейсы, а финансовое состояние оставляет желать лучшего, то у власти появляется возможность лишить авиакомпанию полетов. Существует еще требование о наличии резервных судов — их количество зависит сегодня от объема перевозок.
А для чартерных рейсов нужно иметь сегодня не менее трех самолетов, для регулярных полетов — не менее восьми судов вместимостью более 55 мест. Так что не все так плохо: авиакомпанию, которая ненадлежащим образом выполняет заявленные услуги, можно вычислить и прибегнуть к услугам более надежного авиаперевозчика.