В России давно действует штраф за безбилетный проезд в автобусе. Он небольшой — взрослый 100 рублей, а для детей в два раза меньше.
Но до сих пор ни одного зайца в автобусе не оштрафовали. А все потому, что штраф могут брать с зайцев только должностные лица, но в законе не уточняется, какие именно.
Сотрудники транспортной компании могут высадить зайца, но привлечь его к ответственности не могут. Да и желания у них особого нет. Ведь деньги, полученные от взимания штрафа, идут в бюджет, а не в карман перевозчика. В настоящее время ведутся Минтрансом переговоры с регионами – он планирует внести изменения в Федеральное законодательство.
Именно регионы будут заниматься администрированием на месте. Проблему эту все понимают, но отказываются пока от штрафов из-за сложности администрирования. Отказались штрафовать Воронежская и Липецкая области и не только.
В результате безбилетников в России практически не штрафуют. Для содержания службы ревизоров необходимы денежные средства, которых у перевозчиков нет. В регионе ловлю зайцев считают второстепенным делом. Там считают, что в первую очередь необходимо обеспечить сообщение между населенными пунктами.
Почему же так получилось, что статья о штрафах есть, а ревизоров нет? Статью скопировали из советского кодекса, не проработав и не обсудив, как же она должна работать. Ранее перевозчики принадлежали государству, и штрафы выписывала контрольно-ревизионная служба предприятия.
Сегодня большинство перевозчиков – частные предприятия. Можно взять пример с железной дороги – она внесла изменения в Устав железнодорожного транспорта. Там есть статья, где зайцев могут наказать не только по административной линии, но перевести проступок в гражданско-правовую плоскость.
Если пассажир едет без билета, то ему могут либо высадить, либо предложить приобрести билет и выписать одновременно штраф. В Москве и области за зайцев штрафуют перевозчиков. Те нанимают кассиров, ставят турникеты. Если водитель заметил зайца, то он не поедет, пока безбилетник не заплатит. В итоге пассажиры возмущаются, безбилетник либо оплачивает, либо покидает салон. Вскоре Минтранс должен предложить решение этого вопроса на всей российской территории.