В Удмуртии, Томской и Новосибирской областях и Краснодарском крае планируют подыскать инвесторов для строительства новых дорог и развития инфраструктуры в прилегающих территориях.
Предполагается, что будут привлекаться частные инвестиции через ГЧП (государственно-частное партнерство). С 2004 года в Псковской области уже действуют платные участки дорог. Их всего четыре, и в казну поступают каждый год от 160 до 250 миллионов рублей.
Эти средства направляют затем для приведения в порядок прилегающих территорий. В основном плата берется на пунктах пропуска за границу. Губернатор Калужской области Анатолий Артамонов, ведя переговоры с «Автодором», соглашается строить платные участки дорог там, где дорог вообще нет. В Туле и Башкирии пока не планируют строить платные дороги.
А между тем свыше 60% дорог регионального назначения не отвечают требованиям, а возможности регионов ограничены. Именно поэтому сегодня все актуальнее становится строительство новых дорог. В результате появления платных автотрасс возрастет скорость перевозки груза и снизятся издержки на доставку.
Плату можно и нужно брать при строительстве объездных дорог вокруг мегаполисов и на новых объектах. Это снизит нагрузку на городские сети. Но платные участки дорог «не пойдут» там, где небольшой трафик – это нужно обязательно учитывать при строительстве новых дорог. В этом случае необходимо, чтобы регионы делали привлекательным инвестирование – они могут предоставлять налоговые льготы, льготные тарифы и так далее.
Для строительства федеральных дорог потребуются значительные средства, и в этом случае будет сложно найти инвесторов. Наиболее привлекательными для «Автодора» могут быть мостовые переходы и платные путепроводы. Можно будет привлечь компании, которые сотрудничают с «Автодором». Бизнес будет принимать участие в инвестировании, если увидит для себя выгоду, например, изменение скоростного режима, оптимизации логистики и так далее.