Правительство по поручению Владимира Путина должно до середины июля проанализировать возможность допуска частных поездов на пути общего пользования.
Президент считает, что это позволит привлечь частных инвесторов в обновление подвижного состава, одновременно обеспечив машиностроительные предприятия «лишними» заказами на ЖД перевозку грузов.
Либерализация рынка локомотивной тяги начата еще в 2001 году. Именно тогда была принята программа структурной реформы железнодорожного транспорта. В соответствии с этим документом к 2010 году в России должна появиться система частной собственности на магистральные локомотивы. Но конкуренция в тяговом секторе не получила должного распространения, тогда как в вагонном хозяйстве свыше 60 % грузового подвижного состава перешли в частные владения.
В настоящее время почти весь парк локомотивов в России находится в собственности у РЖД. У крупных производственных и перевозочных компаний есть в собственности локомотивы, но вот процедура получения допуска на железнодорожные пути довольно долгая.
Между тем крупный бизнес за то, чтобы частные поезда получили беспрепятственный допуск на железнодорожные пути. Ведь это должно ускорить сроки доставки к потребителю и одновременно снизить затраты на ЖД перевозку грузов. За примерами далеко ходить не нужно.
Когда частные операторы получили допуск к вагонному хозяйству, то это привело к отсутствию дефицита вагонов, а отечественная вагоностроительная промышленность получила новые заказы. И сегодня взаимодействие между операторами и грузоотправителями улучшается с каждым днем.
Но здесь необходимо просчитать все до мельчайших деталей. Например, ранее ОМК даже и не пыталась выводить свои локомотивы на пути общего пользования. У Выксунского металлургического завода доля устоявшихся маршрутов совсем небольшая как по объему грузов, так и по географии. Необходимо понять, каковы будут затраты, и уже только потом оценивать, насколько удобна ЖД перевозка грузов своими локомотивами.